Праздник-конкурс русского языка "Да здравствует слово!" Мандрыченко Н.А.

22.11.2018

 

                Праздник-конкурс русского языка

                             «ДА ЗДРАВСТВУЕТ СЛОВО!»

 

 

                                               Составитель:

 

Мандрыченко Н.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ с. Колокольцовка Калининского района Саратовской области».

 

                               2013-2014 учебный год.

 

 

Цель: - Воспитание любви, уважения, интереса к русскому языку, слову.

 

           - Воспитание толерантного отношения к окружающим людям, умения толково       обращаться со словом.

 

             - Развитие познавательных интересов учащихся.

 

 

                                       Ход праздника:

 

Учитель.

 

    Ребята! Сегодня у нас праздник русского языка. Он называется «Да здравствует слово!»

 

   Русский язык богат, велик, могуч. «Мы живём в царстве слов, и слова имеют огромною власть над нашей жизнью, мы заколдованы словами»,- писал известный русский учёный Н. Бердяев.

 

   Общаясь, мы говорим друг другу разные слова. Так пусть слова наши будут чистыми, вежливыми, культурными. Пусть минует наше слово равнодушие и болезни, рабство моды и штампа. Давайте будем стараться доставлять окружающим радость приятным, ласковым словом.

 

   Итак, поговорим о словах, сделаем их своими верными друзьями.

 

Вед.1 Вот так говорится о слове в «Энциклопедическом словаре юного филолога»: «Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире, и самому себе. Ведь чтобы о чём-то говорить, надо его как - то называть, именовать». Самые простые слова-названия того, что человек видит вокруг себя. Они как этикетки: это «кошка», это «ель», это «снег». Такими этикетками увешано всё вокруг нас. У каждого из нас есть имя . Имена, ребята, есть и у предметов, которые нас окружают.

 

Вед.2 читает стихотворение М. Пляцковского

 

Есть сладкое слово - конфета,

 

Есть быстрое слово - ракета.

 

Есть кислое слово - лимон,

 

Есть слово с окошком - вагон

 

Есть слово колючее - ёжик,

 

Есть слово промокшее - дождик.

 

Есть слово упрямое - цель,

 

Есть книжное слово - страница,

 

Есть слово лесное - синица.

 

Ест слово пушистое - снег.

 

Есть слово веселое - смех.

 

Вед.3. Очень много пословиц о словах. Я объявляю конкурс: Кто больше назовёт пословиц о слове?

 

  1. Приветливое слово и железную дверь отопрёт.
  2. Ласковое слово гнев побеждает.
  3. Малое слово большую обиду творит.
  4. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.
  1. Слово-серебро, молчание-золото.
  2. Сердечное слово до сердца доходит.

 

Ведущий называет победителя конкурса.

 

 

 Вед.1.Есть ещё одна мудрая пословица: «Хромое слово-кривая речь». Чтобы речь не была «кривой», а красивой, надо не только знать слова, но и уметь с ними обращаться.

 

Вед.4 читает стихотворение В. Солоухина

 

«Слово о словах»

 

Когда ты хочешь молвить слово,

 

Мой друг, подумай, не спеши.

 

Оно бывает то сурово,

 

То рождено теплом души.

 

Оно то жаворонком вьётся,

 

То медью траурной поёт,

 

Покуда слово сам не взвесишь,

 

Не выпускай его в полёт.

 

Им можно радости прибавить

 

И радость людям отравить.

 

Им можно лёд зимой расплавить

 

И камень в крошку раздолбить.

 

Оно одарит иль ограбит,

 

Пусть ненароком, пусть шутя,

 

Подумай, как бы им не ранить

 

Того, кто слушает тебя.

 

Вед.5  Какими словами вы дарите радость родителям, друзьям, а какие слова ранят и огорчают их? «Радостные» слова: люблю тебя, моё солнышко, ты - настоящий друг, умница, молодец, горжусь тобой и т.д. «Огорчающие» слова: отстань, ты мне надоел, балбес, бестолковый и т.д.

 

Вед.6  Давайте пригласим на наш праздник этикетные слова, пусть они нас порадуют. Выходят ученики 5 класса и обращаются к детям, используя в речи этикетные слова: добрый день, привет, здравствуй; всего доброго, желаю удачи, до свидания; будьте любезны, пожалуйста, не затруднит ли вас; извините, не сердитесь и т.д.

 

 Чем чаще, к месту, искренне будете употреблять этикетные слова, тем приятнее будет с вами общаться, тем доброжелательнее будут к вам относиться

 

Вед.7 читает стихотворение С. Острового

 

К словам привыкаешь день ото дня,

 

Они первородного смысла полны…

 

И когда я слышу:

 

-Защити меня!-

 

Это значит:

 

- Спрячь меня за щитом!

 

Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

 

У слова свой норов. Своё нутро.

 

И если ты в эту проникнешь суть,

 

Слово

 

тебе

 

сотворит

 

добро.

 

Вед.8 . А сейчас, ребята, вспомните о словах, которые ссорятся друг с другом. Послушайте это стихотворение и найдите эти слова.

 

 

Повстречались в разговоре слово друг и слово враг.

 

Слово друг - любитель игр, а слово враг - любитель драк.

 

Повстречались, стали рядом, и пошёл у них скандал,

 

Потому что слово враг сразу драться предлагал,

 

Ну, а слово друг - играть: и поссорились опять.

 

Сколько речь наша жива, будут ссорится слова.

 

День и ночь, война и мир будут спорить что есть сил.

 

Ведь у слов, как у людей, добрый есть и есть злодей.

 

Ссориться не надо нам, не придется и словам.

 

 Почему же некоторые слова «ссорятся» между собой? Они антонимы.

 

Вед.9 . Давайте отгадаем загадки. Отвечайте хором.

 

Я антоним к слову зной, я в реке, в тени густой

 

И в бутылке лимонада, и зовут меня…. (прохлада)

 

Я антоним к слову смех, не от радости, утех,

 

Я бываю поневоле от несчастья и от боли,

 

От обиды, неудач. Догадались? Это… (плач)

 

Я антоним слова лето, в шубу снежную одета,

 

Хоть люблю мороз сама, потому что я … (зима)

 

Я антоним шума, стука, без меня вам ночью мука,

 

Я для отдыха, для сна, называюсь … (тишина)

 

Вед.10 . А теперь вспомним синонимы

 

Я то же, что и ураган, но только гость восточных стран.

 

На море я гроза для шхун, а называюсь я ….(тайфун)

 

Простое слово промежуток: в театре несколько минуток,

 

Пока начнётся новый акт, мы называем всё … (антракт)

 

На время что - то прекратив, мы называем … (перерыв)

 

В борьбе, в труде устали слишком - дают уставшим …(передышку)

 

Бывает, мы неправильно произносим слова, неправильно ставим ударение. Со стороны речь говорящего кажется невыразительной, грубой. Понятно, что говорящий не следит за своей речью, не обладает культурой речи. Давайте послушаем диалог:

 

«В кабинете врача»

 

Доктор: Проходите, молодой человек, в кабинет. Почему же вы не здороваетесь?

 

Вася: Чао!

 

Доктор: На что жалуетесь?

 

Вася: Прихворнул я, что-то горло дерёт, башка болит.

 

Доктор: Температуру измеряли?

 

Вася: Да я градусник вчера кокнул!

 

Докто: А как лечились вчера?

 

Вася: Дрыхнул весь день, аж надоело.

 

Доктор: Да … Тяжёлый случай. Но лекарствами здесь не поможешь. У вас очень болен язык. Его срочно нужно лечить.

 

Вед.11 Старайтесь не допускать такие ошибки в своей речи. Пусть ваша речь будет культурной, выразительной, понятной.

 

Слово-это не пустяк.

 

В каждом слове свой костяк

 

Говорите и любите это чудо

 

В школе учат понимать,

 

Что словом нужно выражать

 

Доброту, тепло, любовь, заботу к людям

 

Не стесняйтесь говорить

 

И «спасибо», и «прости»,

 

И «люблю», «целую», «верю», «уважаю».

 

Постарайтесь не грубить,

 

В своём сердце сохранить

 

Слово. Это то, что сердцем выражаешь.

 

(Дети дарят гостям праздника и друг другу открытки-сердечки, подписанные словами: Люблю Вас; Уважаю; Признателен Вам; Спасибо за знания; Благодарю; Горжусь тобой; Вы - мудрая; Справедливая; Чуткая; Прости меня; Желаю здоровья; Будьте счастливы и т.д.)

 

Учитель: Ребята, чем поучителен для вас наш праздник? Что полезное для себя вы открыли? (Ответы детей)

Наверх
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.