МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Писковцевой Е.Н.

22.11.2018

Учитель: Писковцева Елена Николаевна.
 
Класс: 7

              

               Тема: Текстыпублицистическогостиля.

 

Тип урока: урок развития речи.

 

Цели:

 

- адекватно воспринимать на слух тексты разных стилей и жанров, пользоваться разными видами чтения (изучающим, ознакомительным), приёмами отбора и систематизации материала, преобразовывать информацию из одной формы в другую (таблицу в текст, текст в схему);

- работать по плану, осуществлять взаимный контроль, оформлять свои мысли в устной форме, выступать перед коллективом сверстников;

- анализировать тексты публицистического стиля;

- устанавливать принадлежность текста к публицистическому стилю на основе характерных признаков, различать тексты публицистического и художественного стилей.

 

УМК под редакцией Р.Н.Бунеева.

Оборудование: учебник, интерактивная доска, презентация к уроку.

 

 

 

 

 

 

 

Этапы урока

Содержание деятельности учителя и обучающихся на уроке

Формирование УУД и технология оценивания

 

Приветствие.

Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Слово учителя:

- Учитесь, девчонки!

  Учитесь, мальчишки!

  В учебе – истоки побед.

  С площадки спортивной,

  С прочитанной книжки -

  Старт освоенья планет!

 

- Какой призыв звучит в данном тексте?   (Устные ответы обучающихся).

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД

  1. Владеть связной монологической речью.

 

  1. Актуализация знаний

сэлементами

проверки

домашнего

задания.

 

 

1. Письмо по памяти:

Ночь побледнела, и месяц садится    

За реку красным серпом.

Сонный туман на лугах серебрится,

Чёрный камыш отсырел и дымится,

Ветер шуршит камышом.

                                           (И.А. Бунин «Октябрьский рассвет»)

– Выполните синтаксический и пунктуационный разбор предложений, составьте их схемы.

[– =]1, и [– =]2.

[– =]1, [– = и = ]2, [– =]3.

 

Три человека работают у доски (морфологический разбор слова побледнела,дымится, разбор по составу слова отсырел).

– К какому стилю относится этот отрывок? Почему?

– Назовите средства художественной выразительности – тропы (олицетворение побледнела, метафора серп месяца, эпитет сонный туман).

– За счёт чего ещё достигается художественная выразительность? (Сходство синтаксических конструкций: сложные двусоставные предложения однотипной структуры.)

– Представьте устный рассказ о стиле (домашнее задание), примером которого является этот стихотворный отрывок.

  1. Выступления с устными сообщениями о других стилях (на основе предложенного в упр. 12 плана) и последующее представление подобранных дома текстов этих стилей (официально-делового и учебно-научного).

Познавательные УУД

  1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного).
  2. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения.
  3. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.

 

 

Технология оценивания.

 

 

 

 

Коммуникативные УУД

  1. Владеть связной монологической речью.
  2. Выступать с небольшими сообщениями перед аудиторией сверстников.

 

Чтение учителем текста.

Сколько на российских просторах раскидано больших и маленьких селений! И у каждого из них есть своё лицо, своя история. Редко найдёшь в печатных источниках или в памяти народной год рождения той или иной деревеньки. Иногда лишь летописная строка или старинная книжка донесёт до нас из глубины веков имя основателя или интересное событие, которое произошло в этом селе. И мы часами размышляем о прошлой жизни, пытаемся найти в ней для себя что-то нужное нам сегодня. Что мы там ищем? Свою родословную? Истоки народного характера? Что бы мы ни искали, ясно одно: без памяти не прожить.

                                                                       (ПоИ.Васильеву)

Беседа по вопросам.

– Кому адресован этот текст?

-     Какие проблемы он поднимает?

– Где бы вы могли встретиться с таким текстом? (В журнале, газете, передаче на телевидении.)

 

– Есть ли в нём средства выразительности? (Метафоры: раскидано больших и маленьких селений, истоки характера.) Для чего они используются? (Для усиления воздействия на читателя, слушателя.)

– К какому стилю речи вы бы отнесли этот текст? Что вызвало у вас затруднение?

– Сформулируйте проблемный вопрос.

– Вы встретились ещё с одним стилем речи – публицистическим.

Запись темы на доске и в тетрадях.

Регулятивные УУД

  1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
  2. Формулировать тему и проблему урока.

 

  1. Упр.13–работа  в  группах  стаблицейврежимепродуктивного чтения.

Учитель предлагает инструкцию (она выводится на слайде с помощью презентации).

1)  Ознакомьтесь с содержанием таблицы.

2)Назовите основания для определения стиля.

3)   Выделите признаки публицистического стиля (подчеркните ключевые слова).

4)Сравните их с признаками художественного стиля. Что общего и различного вы обнаружили?

5)  Подготовьте устное сообщение об особенностях публицистического стиля.

 

Одна группа начинает сообщение, другие вносят дополнения, замечания.

Для наглядности можно использовать материал предметного диска (см. сравнительную интерактивную таблицу «Художественный и публицистический текст»).

 

Признакистиля

Художественныйтекст

Публицистическийтекст

 

Воздействие на чита- телей

Сообщение,     воздействие

 

Фольклор,      художе- ственная литература

Статьи, заметки, рецензии, интервью, очерки, зарисовки, фельетоны

 

Письменная (преиму- щественно)

Письменная (преимуще- ственно), устная (радио, телевидение)

 

Образность, эмоцио- нальность, индивиду- альность

Документальность, точ- ность, выразительность, оценочность

  1. средства

Средства художеств. выразительности (переносное значение слов), простые (осложнённые) и сложные предложения

Профессиональная лек- сика, термины, нейтраль- ная и стилистич. окра- шенная лексика, перенос- ное значение (метафоры)

 

  1. –Прочитайтеключевыесловавучебнике(послеупр.15)исделайтекнимнеобходимыйкомментарий.

Регулятивные УУД

  1. Искать пути решения проблемы.
  2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.
  3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим).

2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.

  1. Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (таблица, ключевые слова).

4. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

 

Коммуникативные УУД

  1. Приходить к общему решению в совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль.
  2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

  1. – выявление признаков публицистического стиля в конкретном тексте с опорой на ведущие черты (по плану анализа стиля).

Самостоятельное чтение текста. Беседа.

– К какому жанру относится этот текст? (Газетная статья, заметка.)

– Что вам помогло его определить? (По материалам газеты «Известия».)

– Обратите внимание на заглавие. Можно ли предположить, о чём текст, только на основе названия? Почему?

– В каком значении употреблено слово урожай? (Слово употреблено в переносном метафорическом значении (урожай на медали), т.к. тема текста – успешное выступление российских фехтовальщиков на Олимпийских играх в Сиднее, т.е. тема спорта, а не сбора урожая овощей.)

– Как вы думаете, с какой целью автор использует этот художественный приём? (Эмоционально воздействовать на читателя, привлечь его внимание.)

– Какую же задачу ставил автор статьи? (Проинформировать читателей об успехах российских фехтовальщиков (и всей сборной) на Олимпийских играх в Сиднее, сформировать у читателей чувство гордости за достижения спортсменов, положительную оценку).

– Какова форма речи?

– Проанализируйте языковые средства.

На уровне лексики:

а) назовите лексику, которая придаёт тексту документальность и фактологическую точность (сиднейское утро, семь городских арен, судьи, сиднейский аэропорт; имена собственные: Колобков – Обри, Атланта – 96; обилие числительных: 16 сентября, 7 уколов, пятнадцатый укол и др.);

б) термины, профессиональные слова (атлеты, фехтовальщики, дебют, финальный поединок, (два) укола, разрыв в счёте, оборонительная тактика, литеры RUS, тренеры, помост);

в) эмоционально окрашенная лексика (урожай, великое спортивное действо, информационный фетиш, фантастическое спокойствие, завораживающая тишина, не робот, а живой человек);

г) оценочность ( взрыв радости, объятия, качание героя, самые гордые, медальный почин и др.);

д) стилистически окрашенная лексика (книжная:веские основания полагать, вручение, принадлежать, ключевая часть, контратакующей, противостояние; разговорная: ну наконец-то, враз, умудрились, лезть, укатывает и др.);

е) слова в переносном значении, метафоры (первый урожай, информационный фетиш, дуэль фехтовальщиков, микроскопический кусочек перевеса);

ж) слова иноязычного происхождения (арена, старт, аэропорт, гамбургер, фастфуд, фетиш, дебют, пьедестал, фехтование, литера и др.).

На уровне синтаксиса:

а) простые предложения с однородными членами и сложные предложения;

б) восклицательные и вопросительные предложения;

в) незаконченные предложения (Ну наконец-то…);

г) прямая речь (слова самих участников).

  1. : как совмещаются в публицистическом стиле языковые особенности разных стилей речи (научного, художественного, разговорного) и с чем это связано.

 

  1. Упр. 15 – развитие умения самостоятельно обнаруживать признаки публицистического стиля в тексте.

Учитель напоминает план: сначала определите общее (задачу, жанр, форму речи), затем особенности языка: лексику, синтаксис.

Учащиеся работают самостоятельно.

Результаты представляются в письменном виде.

 

 

 

Познавательные УУД

Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.

 

Коммуникативные УУД

  1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

2. Договариваться о совместной деятельности.

  1. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
  2. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные, познавательные коммуникативные УУД, личностные результаты,

 

Технология оценивания

 

– Дополните    схему«Стили речи» :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Какой вид работы понравился вам больше всего?

– Какие возникали сложности при анализе публицистического стиля?

– Чтотребуетсясделать(повторить,выучить),чтобыработабыла более успешной?

– Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

Регулятивные УУД

  1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
  2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

 

Технология оценивания

На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?

задание.

  1. Упр. 16 (исследовательская задача).

 

 

Наверх
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.